Бурное развитие авиации в нашей стране в 20-ые годы потребовало подготовки кадров пилотов и других авиационных специальностей. На II съезде УралОсоавиаХима, проходившем с 25 по 30 января 1930 года, было принято решение об организации в Свердловске авиашколы.

23 декабря 1933 года — дата основания

август 1938 года — аэроклубу присвоено имя Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (1910 — 1939) — прославленный воздушный ас, родился в Верхотурском уезде, командир истребительной авиационной эскадрильи в войсках республиканской Испании)

За довоенный период своей работы клуб подготовил — около 1500 пилотов, 50 механиков, 25 авиамоделистов, 47 стрелков-механиков.

1941 год — формирование и отправка на фронт 734-го полка ночных бомбардировщиков, укомплектованного в основном из инструкторского состава (командир майор А.Я.Летучий). С началом Великой Отечественной войны аэроклуб прерывает свою деятельность и его личный состав воюет в 734-й авиаполку, впоследствии ставшим Измаильским гвардейским авиационным полком. Полк, пройдя с боями от Москвы, закончил войну в Австрии в 1945 году.

В период Великой Отечественной войны 17 воспитанников клуба удостоены звания Героя Советского Союза, из них дважды Герои Советского Союза- Григорий Речкалов и Михаил Одинцов.

18-й Герой Советского Союза — Юрий Варикович Исламов, погиб при исполнений интернационального долга в Афганистане

сентябрь 1950 года — возобновление работы аэроклуба
Особый вклад в историю Екатеринбургского АСК внёс, пришедший в 1955 году на должность командира звена парашютной подготовки Сикорский Иван Филиппович. Он и его соратники лётчики-инструкторы парашютисты Мухачев Д. И. и Клепинин Г. И. подняли подготовку парашютистов-спортсменов на столь большую высоту, что в клубе смело взялись за работу по установлению новых мировых рекордов. И с того времени спортсменами-парашютистами клуба их установлено более 190.

Отчёт их спортивных побед идёт с 1957-го года, когда бронзовым призёром первенства СССР стал Н. А. Трофимов. В дальнейшем призёрами соревнований общесоюзного (а ныне российского) и мирового уровней становились многие спортсмены АСК.

В клубе выросли спортивные династии: Чупшевых, Прокопьевых, Гмызиных, Лапиных, Лубниных, Зельдиных, Федотовых, Новоселовых, Лешуковых.

Воспитанница клуба, начинавшая с полётов на планёре, Галина Расторгуева став лётчиком-испытателем на вертолётах установила 10 мировых вертолётных рекордов.

За восемь с половиной десятков лет в АСК обучено более 400 лётчиков, 448 планеристов-спортсменов, свыше 3000 парашютистов, 5300 укладчиков парашютов. В АСК подготовлено 20 мастеров спорта по самолётному спорту, три мастера по вертолётному спорту, 30 мастеров по планёрному спорту, 90 мастеров парашютного спорта, более 95 мастеров авиамодельного спорта, 7 заслуженных мастеров спорта, 8 мастеров спорта международного класса, 16 чемпионов мира и Европы (авиамоделисты и парашютисты).

1961 год — начало космической эры, воспитанница свердловского аэроклуба, капитан сборной СССР, пятикратная рекордсменка мира, чемпионка Европы Ирина Баяновна Соловьева стала дублером первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой

28 сентября 1989 года — Свердловский авиационно-спортивный клуб, единственный в России награжден «Дипломом чести» Международной Федерации аэронавтики.

6 июня 2018 года — с космодрома Байконур состоялся запуск пилотируемого корабля «Союз МС-09» с командиром Сергеем Валерьевичем Прокопьевым, уроженцем г. Свердловска и воспитанником Свердловского аэроклуба.

Начальники Аэроклуба 1933 — по настоящее время
  • Афанасьев Афанасий Эммануилович — 1933 — 1941
  • Асеев Петр Семенович, полковник — 1950 — 1952
  • Маковский Спартак Иосифович — 1953−1957
  • Макеев Александр Иванович — 1959 — 1961
  • Цуома Гергий Корнилович — 1962−1964
  • Суслов Николай Иванович — 1964−1970
  • Фурман Александр Гершович — 1970 — 1990
  • Бирюков Борис Григорьевич — 1991−1994
  • Акимов Евгений Юрьевич, подполковник — 1994−1997, 2015−2017
  • Тарасов Игорь Витальевич — 1997 — 2011
  • Прокопьев Александр Валерьевич — 2011−2015
  • Ковалев Александр Иванович, генерал-майор — 2017 — по настоящее время
23 декабря 2018 года Екатеринбургский авиационно-спортивный клуб имени Героя Советского Союза А. К. Серова отметит свой 85-летний юбилей. В связи с предстоящим юбилеем начинаем публиковать факты из истории Аэроклуба, воспоминания ветеранов и сотрудников.
Устремлённые в небо: Очерк истории Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба
Автор: Лындин И.А., ведущий научный сотрудник УГВИМ
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.

С этих строк начинается марш Авиаторов, бывший официальным гимном Военно-воздушных сил Союза Советских Социалистических Республик. Авторы марша: поэт Павел Давидович Герман и композитор Юлий Абрамович Хайт, в середине 1920-х годов выразили настроение своих соотечественников — советских людей с энтузиазмом и полным напряжением сил созидающих новое общество, которое, по их мнению, будет общество равенства, братства, свободы.

Страна развивалась стремительными темпами. Сразу же после окончания Гражданской войны в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (далее — РСФСР), в том числе и в Екатеринбурге, создаются планерные и авиамодельные кружки.
8 марта 1923 года в стране создается массовая добровольная организация трудящихся — Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ). Это общество положило начало развитию в Советской России, а затем и СССР, авиационных видов спорта, в первую очередь планерного и авиамодельного.

На Урале ячейки ОДВФ начали создавать в мае 1923 года. В те дни под руководством В. А. Ганимеда, энтузиаста авиамодельного дела, возник дружный и слаженный коллектив. Уральские авиамоделисты не раз занимали призовые места на Всесоюзных соревнованиях.
Создание общества шло в сложной международной обстановке. 8 мая 1923 года главой английского торгового представительства в Москве Ходжсоном Советскому правительству была вручена нота правительства Великобритании, составленная министром иностранных дел лордом Джорджом Натаниэлом Керзоном.

Керзон предъявлял СССР обвинения в проведении антибританской политики на Востоке и потребовал в 10-дневный срок выполнения следующих условий:


  • отзыва советских дипломатических представителей из Ирана и Афганистана и принесение извинений за их якобы неправильные действия против Британской империи;
  • установления 3-мильной зоны береговых вод вдоль Мурманского побережья (вместо 12-мильной);
  • денежной компенсации за репрессивные действия советских органов в отношении английских шпионов.
Меморандум имел характер ультиматума. Английское правительство грозило разрывов англо-советского торгового соглашения 1921 года в случае, если Советское правительство в течение 10 дней не согласится полностью и безусловно удовлетворить требования меморандума. Ультиматум Керзона создавал условия для активизации интервенционистских антисоветских элементов, привел к резкому усилению военной опасности. Конфликт усугубился убийством в Лозанне (Швейцария) советского дипломата В. В. Воровского.

Советское правительство отклонило ноту Великобритании как безосновательную, подчеркнув, что путь ультиматумов и угроз не может способствовать урегулированию недоразумений между государствами.

В стране прошли демонстрации протеста против ультиматума Керзона. По инициативе трудящихся начался сбор средств на постройку воздушной эскадрильи «Наш ответ Керзону». В сборе средств активное участие приняли и члены уральской ячейки ОДВФ.

23 мая 1925 года на совместном заседании Центральных советов ОДВФ и другого добровольного общества — Доброхима было принято решение о слиянии этих обществ в Союз обществ друзей авиационной и химической обороны и химической промышленности СССР — сокращенно — Авиахим.
25 мая того же года состоялась объединенная конференция свердловских окружных советов ОДВФ и Доброхима. Такие же конференции прошли в других окружных центрах Уральской области.

К этому времени Уральское подразделение ОДВФ имело 124 тысячи 646 человек — членов организации. (ГАСО, ф. 478, оп. 1, д. 3, л. 1).

О том, чем конкретно занимался Авиахим наглядно свидетельствует информация ответственного секретаря Уралавиахима И. Михалёва, опубликованная в газете «Уральский рабочий» 11 января 1927 года, в которой указывалось: «Авиахим на Урале, имеющий сейчас свыше 100.000 членов, является внушительной армией советской общественности. Благодаря Авиахиму трудящиеся Урала построили 4 самолета и передали их Красному Воздушному флоту. Авиахимом на Урале проведена большая работа по закладке суперфосфатом опытно-показательных участков по борьбе с вредителями сельского хозяйства и пр.».

23 января 1927 года Авиахим объединился с Обществом содействия обороне. Так образовалось Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР — ОСОАВИАХИМ. В январе 1927 года была создана уральская организация ОСОАВИАХИМа.

Прошедший в январе 1930 года II Уральский областной съезд ОСОАВИАХИМа принял решение о создании Свердловской гражданской авиационной школы по подготовке летчиков и мотористов. В феврале того же года на II Всесоюзном съезде ОСОАВИАХИМа немало внимания было уделено развитию авиации. Поэтому инициатива уральцев нашла поддержку. На создание авиашколы в Свердловске выделили 520 тысяч рублей и самолеты. (ГОСО, ф. 478, оп. 1, д. 366, лл. 5,6.) 1 августа 1930 года в школе, которую возглавил Георгий Мартемьянович Тюменев, начались занятия.

В следующем, 1931 году, в торжественной обстановке прошёл первый выпуск пилотов. Это означало, что Урал приобрел значение и как кузница кадров для Военно-воздушных Сил. Быстро развивающиеся Военно-воздушные силы и гражданская авиация остро нуждались в кадрах и на Оборонное общество была возложена задача подготовка кадров для авиации.

30 апреля 1933 года Президиумом Уральского областного совета ОСОАВИАХИМа принято решение об открытии в Уральской области 4-х аэроклубов: Свердловского, Пермского, Нижнетагильского, Надеждинского (впоследствии — Серовского). В 1934 году было решено открыть 9 планерных станций, одну авиамодельную лабораторию, 13 авиамодельных кабинетов и кружков.

В соответствии с решением областного совета в Свердловске открывается планерная станция, начальником которой назначается А. Ф. Сизов. Полеты проводились на Митькиной горе (ныне это район пересечения улиц Артинской и Арвамирской), а зимой на городском пруду, а также на Елизаветинской горе (у поселка Елизавет).

Первым начальником Свердловского аэроклуба ОСОАВИАХИМа, начавшего свою работу 23 декабря 1933 года, стал Афанасий Эммануилович Афанасьев, болгарский коммунист, друг генерального секретаря болгарской компартии Георгия Димитрова. В послевоенные годы Афанасий Эммануилович был министром гражданской авиации Болгарии.
Надо отметить, что к августу 1934 года аэроклубы работали более чем в 100 городах СССР.

В 1934 году в трёх аэроклубах (Надёждинском, Нижнетагильском и Свердловском), работавших на территории Свердловской области, обучалось без отрыва от производства 435 человек. В 1936 году открыли Невьянский аэроклуб, впоследствии ставший филиалом Нижнетагильского аэроклуба.
В 1935 году в областной газете «Колхозный путь» публикуется статья о патриотическом почине колхозников Манчажского района Свердловской области, которые начали собирать средства на покупку самолёта для Свердловского аэроклуба. Благодаря информационной поддержке и личному участию журналистов, удалось собрать средства на приобретение трёх самолётов: «Манчажский колхозник», «Ирбитский колхозник», «Колхоз имени Куйбышева».

Президиум областного совета ОСОАВИАХИМа объявил благодарность коллективу газеты, а заместителя редактора газеты Н. Новогрудского и сотрудницу Н. Язову наградил ценным подарком. (ГАСО, ф. 478, оп. 1, д. 1067, л. 3. Протокол № 4 заседания президиума областного совета Осоавиахима, 8 марта 1935 года).

Известный на весь мир завод «Уралмаш» с самого начала своей работы взял шефство над Свердловским аэроклубом. Тысячи его рабочих прошли обучение в кружках ОСОАВИАХИМа, сотни — в аэроклубе. Многие из них стали военными лётчиками.

В 1938 году Свердловскому аэроклубу присвоили имя Героя Советского Союза А. К. Серова. Клуб готовил пилотов на самолётах У-2 (ПО-2), Ут-1 и Ут-2, планеристов, техников-механиков, стрелков-радистов и парашютистов.

Ветеран Великой Отечественной войны и Воздушно-десантных войск Е. П. Смолоногов вспоминал: «В предвоенные годы огромное влияние на оборонно-спортивную работу, в том числе на парашютный спорт и подготовку парашютистов оказал ОСОАВИАХИМ. В Свердловской области самым крупным аэроклубом Оборонного общества был Свердловский. В 1930-е годы инструкторами парашютной секции аэроклуба работали Б. В. Мартюшев и А. И. Неугодников. Именно под их руководством я прошёл парашютную подготовку. Практически все выпускники-парашютисты аэроклуба предвоенных лет впоследствии прошли службу в Воздушно-десантных войсках.

В здании аэроклуба был зал с двумя стационарными столами для укладки парашютов, общий спортивный зал с полным набором гимнастических снарядов и двумя подвесными системами для тренировки парашютистов.

В Свердловске действовали три парашютные вышки высотой 20 — 25 метров. Для тренировочных прыжков использовалась вышка в Зеленой роще".

За довоенный период своей работы Свердловский аэроклуб клуб подготовил около 1500 пилотов, 50 механиков, 25 авиамотористов, 47 стрелков-механиков.

Стоит отметить, что только в течение одного 1940 года в СССР было подготовлено 13,5 тысяч парашютистов и значительный вклад в это внесла организация ОСОАВИАХИМа Свердловской области.

В мире полыхала Вторая мировая война.
В то тревожное, но полное энтузиазма время поэт А. Жаров писал:
Сегодня
Вниманье, любовь и заботы,
И силы, и песни свои
Включаем
В стрекочущий
Хор самолётов,
Готовых
Рвануться в бои.

К июню 1941 года Свердловский аэроклуб подготовил около 1500 пилотов, 50 механиков, 25 авиамотористов, 47 стрелков-механиков.

В августе 1941 года ушли добровольцами на фронт лётчики-инструкторы клуба Татьяна Бурдина, Галина Памятных, Ирина Смахтина. Они прошли боевой путь на «Як-3» в знаменитом полку Марины Расковой.

Сам аэроклуб с началом войны преобразуют в 27-ю авиационную школу Уральского военного округа. Позже в 36-й запасной авиационный полк.

Ежемесячно из личного состава полка формировали и отправляли на фронт полки ночных бомбардировщиков.

Воевали за свою страну, свой народ, защищали свои семьи. Вот строки из письма от 17 декабря 1941 года, которое прислал с фронта младший лейтенант Евгений Пильщиков: «Танечка, сегодня всю ночь во сне был с вами. Снова видел тебя, Вову, Виту… Я почему-то чувствую вас всё время около себя. Танечка, вот видишь какие изменения на фронте. Скоро этому гаду будет крышка, и миллионы людей снова вернутся в свои семьи…»

До войны Пильщиков был начальником лётной части и одновременно командиром эскадрильи в Свердловском аэроклубе. 15 июля 1941 года его перевели в кадры РККА. В начале зимы 1941-го Евгений Иванович был направлен на фронт. Воевал в должности командира эскадрильи лёгких ночных бомбардировщиков «По-2» 693-го легкобомбардировочного авиационного полка.

Младший лейтенант Евгений Пильщиков погиб 3 февраля 1942 года возвращаясь с боевого задания.

В декабре 1941 года, в основном из числа лётного и технического состава Свердловского аэроклуба, формируют и отправляют под Москву 734-й авиационный полк. Командиром его стал Герой Советского Союза майор А. Я. Летучий. Затем полк возглавляет бывший командир звена Свердловского аэроклуба А. В. Стяжков. Пройдя от Москвы, через Воронеж, Сталинград, Донбасс, Курск, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию уральцы встретили победную весну 1945-го в небе над Австрией. К этому времени часть носила наименование 97-й гвардейский Измаильский авиационный полк и была награждена орденом Суворова.

15 выпускников Свердловского аэроклуба в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания «Герой Советского Союза».
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Made on
Tilda